Рисующий скульптор Генри Мур

Выставка британского скульптора, опередившего время, которую стоит посетить.

27 мая в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте состоится закрытие выставки легендарного британского скульптора и художника Генри Мура. Генри Мур известен широкой публике монументальными скульптурами-творениями, установленными по всему миру перед правительственными зданиями, в частных и публичных парках. Однако в творчестве художника есть и камерная сторона: графика.

11 мая 2015

  1162     0

Рисующий скульптор Генри Мур. Фото №1

© Lefteris Pitarakis / AP / Scanpix

Экспозиция состоит из 67 литографических листов Мура, многие из которых послужили эскизами для скульптурных объектов автора. Основу выставки «Генри Мур: Мастер Графики» составляют восемь главных тем, к которым обращался скульптор на протяжении всей его творческой жизни. Выставка демонстрирует масштабные объемные скульптуры Генри Мура, представленные в его графических работах, и подчеркивает связь между произведениями на бумаге и монументальными изваяниями. По сравнению со скульптурой, рисунок позволяет быстрее выразить идеи, помогая художнику экспериментировать и развивать свой замысел.

Рисующий скульптор Генри Мур. Фото №2

© Adrian Dennis / AFP / LETA

Рисунок всегда лежал в основе его работ. Графическая студия находилась рядом с домом скульптора, где Мур ежедневно работал над эскизами и гравюрами. Его графические работы тесно связаны со скульптурными. Он создавал графику, брав за основу готовые скульптуры, и наоборот: воплощал в графике идеи, которые впоследствии реализовывал в скульптуре.

Рисующий скульптор Генри Мур. Фото №3

© Cristobal Garcia / EPA / LETA

«Мои рисунки, как правило, служат подспорьем в процессе создания скульптуры, средством выработки идей для нее: рисунки возвращают к первоначальной идее и помогают развивать последующие. Правда опыт научил меня, что не стоит забывать разницу между рисунком и скульптурой», — говорил Мур.

Рисующий скульптор Генри Мур. Фото №4

© Alfredo Aldai / EPA / LETA

Выставка работ Генри Мура приурочена возобновлению программы по искусству Британского Совета в Узбекистане. Эта экспозиция — первая в серии ежегодных международных выставок из коллекции Британского Совета. В рамках показа выставки состоялись серии лекций и мастер-классов по скульптурной лексике Генри Мура.

Рисующий скульптор Генри Мур. Фото №5

© Alex Braun / EPA / LETA

Сквозные отверстия в скульптуре Мура имели эффектный технический прием, не лишенный художественной радикальности. У Мура сквозное отверстие в скульптурном объеме обретают смысл, становясь при этом одной из отличительных, индивидуальных черт его творчества. Эти отверстия в скульптуре, Мур сравнивал с природными формами — крохотные отверстия в гальке или, порталы в пещерах. Подобно сюрреалистам, Мур искал в таких объектах элемент мистического, сочетая его собственной философии художественной деятельности с поисками всепроникающей идеи жизни. Построенный по принципу арки, камень остается столь же выразительным. Первое отверстие, сделанное в камне насквозь — это откровение. Дыра связывает одну сторону с другой, сразу же создавая ощущение большей трехмерности.

Рисующий скульптор Генри Мур. Фото №6

© Lukas Lehmann / EPA / LETA

Мур очень ценил итальянское искусство эпохи Возрождения, что поначалу не увязывалось с его увлечением максимально простыми, даже грубыми формами неклассических культур. В 1940-1950-е годы ориентиры в его творчестве несколько сместились, и это примирение было найдено: «Сейчас мне кажется, что именно конфликт между огромным впечатлением от мексиканской скульптуры и любовью к итальянскому искусству определяет во мне две противоборствующие стороны: „жестокую“ и „нежную“». После успеха Мура на Венецианской биеннале 1948 года, он получил международное признание, и вскоре стал работать над заказами монументальных скульптур, которые перестают быть самостоятельным объектом искусства, а занимают композиционное положение по отношению к архитектуре или ландшафту.


Комментарии