Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники

Новый редакционный проект по исследованию музеев, приуроченный ко всемирному дню музеев.

18 мая — всемирный день музеев. Именно с этой знаменательной даты мы хотели бы начать серию повествовательных фото-историй с сопроводительными фактами о жизни музеев столицы и других городов.

Одним из самых колоритных музеев Ташкента по праву можно назвать музей железнодорожной техники, известный многим под незатейливым названием «музей паровозов». В этом музее наглядно «вырисовывается» вся история развития железнодорожной техники в нашей стране, а для всех желающих каждый вторник и пятницу — день открытых дверей, приглашающий каждого посетить музей абсолютно бесплатно.

Margarita Urmantseva

18 мая 2015

  2638     3

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №1

© Сергей Ким

Тёплое время года по умолчанию является туристическим сезоном. Как только мы встречаем иностранных гостей в родных краях мы регулярно сталкиваемся с вопросом: куда пойти? Всё чаще ответом становятся злачные, где каждый просто обязан попробовать узбекский плов, самсу и прочие калорийные радости жизни. А как часто мы отправляем друзей из зарубежья в музей? Невероятно редко.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №2

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №3

© Сергей Ким

На территории Ташкента насчитывается порядка двух десятков музеев и выставочных залов. Начать наше культурное повествование в картинках мы решили с яркого, самобытного и невероятно урбанистического музея — музея железнодорожной техники.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №4

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №5

© Сергей Ким

Музей железнодорожной техники в Ташкенте был основан почти три десятка лет назад, в 1989 году. Само же железнодорожное сообщение между Узбекистаном и другими странами было образовано в 1889 году.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №6

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №7

© Сергей Ким

Справедливости ради стоит отметить, что ташкентский музей железнодорожной техники входит в мировую ассоциацию технических музеев железнодорожного профиля. А по подбору экспонатов отмечен одним из наиболее интересных подобных музеев.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №8

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №9

© Сергей Ким

Для нашей группы печальным остался тот факт, что число посетителей музея нескончаемо падает. То ли дело в скромном интересе молодых поколений, то ли в явной простоте подачи экспонатов, но внимания музей получает неоправданно мало.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №10

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №11

© Сергей Ким

Администрацией музея было принято решение еженедельно объявлять день открытых дверей. Каждый вторник и пятницу гости могут совершенно бесплатно посетить музей и прикоснуться к агрегатам, возраст которых в некоторых случаях превышает сотню лет.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №12

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №13

© Сергей Ким

Истинным достоянием музея является внушительная коллекция исторической серии паровозов. Серия насчитывает 13 моделей поездов, начиная от первого в истории Центрально-Азиатского региона паровоза ОВ. Имеется в коллекции музея и «трофейный» экземпляр, конфискованный у немецких захватчиков во время Второй Мировой войны.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №14

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №15

© Сергей Ким

Также в копилке музея насчитывается порядка 18 моделей тепловозов и 3 электровоза, вагоны и образцы ремонтно-строительной техники, используемые в обиходе в прошлом веке.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №16

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №17

© Сергей Ким

Для всех желающих в музее используется экскурсионный поезд, совершающий небольшие «прогулки» вдоль территории музея. Администрация поделилась, что стоимость на проезд в экскурсионном вагоне была снижена, дабы привлечь больше желающих. Цена не взимается отдельно с каждого посетителя. Все желающие прокатиться в сумме должны заплатить 32 000 сумов за поезд, дабы оправдать расходы на топливо и машиниста. Количество людей при этом роли не играет — 10, 20 или больше человек. Сумма останется прежней.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №18

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №19

© Сергей Ким

Особенность музея в том, что каждая модель тепловоза, паровоза и другой техники имела реальную «жизнь», выполняя свои функции и занимая место в истории создания узбекской магистрали.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №20

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №21

© Сергей Ким

Вместе с нами музей посетила и группа столичных мобилографов, призванная привлечь внимание к проблеме отсутствия внимания к столичным музеям. Фото-блоггеры неустанно рыскали по музею в поиске «свежих» кадров, конструктивизма и стального минимализма, которого в музее было предостаточно.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №22

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №23

© Сергей Ким

К сожалению, вагон-музей в данный момент находится на реставрации. Но возможно увеличившееся число посетителей сыграет на благо музею и сподвигнет администрацию на скорейшее заверешние реставрационных работ. Напомним, что именно в вагоне-музее можно было ознакомиться с униформой работник железнодорожных служб, знаками отличия и доблести, маршрутом узбекской магистрали и многим другим.

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №24

© Сергей Ким

Почему стоит идти в ташкентский музей железнодорожной техники. Фото №25

© Сергей Ким

В настоящее время музей принадлежит государственной акционерной железной компании (ГАЖК) «Узбекистон темир йуллари», и является одним из объектов социально-технической культуры Центрального Дворца культуры железнодорожников.


Комментарии

  • Азамат Шамузафаров

    Ну, там нефига ловить, поэтому и не ходят. Коллекцию надо пополнять, к каждому локомотиву приставить таблички с описаниями, брендировать все это дело. У нас музеи существуют как бы просто так, а в других странах они зарабатывать еще умудряются. Достаточно посмотреть как сделать подобные музеи в других странах - здесь много ума не нужно.

  • Vasya Petrov

    Бла бла бла. Всем кому интересно, могут зайти в любой музей у нас. А что и как не так, думаю надо в администрацию города писать, а не "в монитор".

  • Timur Fedorenko

    К сожалению, в музее экспонаты тихо умирают. Многие тепловозы проржавели и обшивку можно проткнуть просто пальцем. Работники пытаются что-то сделать, но там нужен уже системный подход для реставрации.