Секрет фирмы: машинист метро

Бывший машинист Ташкентского метрополитена рассказал о том, какая связь между слесарем депо и машинистом и о том, почему машинист это не работа, а образ жизни.

Вряд ли кто-то планирует стать машинистом с детства или с юности. Не такое уж и романтичное это дело. Путь в профессию лежит через несколько учебных заведений, например, через Транспортный институт или Колледж Метрополитена, но там выпускают скорее «полуфабрикаты» и в машинисты оттуда сразу не берут. Нужно, прежде всего, получить опыт и знания слесаря в депо. Отработав там минимум полгода и, показав себя с хорошей стороны, (усердие в работе, отсутствие нареканий руководства и, самое главное, хорошее знание всего состава, чтобы при неисправности на линии, смог сам всё устранить), вас отправляют в техническую школу для машинистов. К концу учёбы можно, по-моему, разобрать и собрать весь состав. Отучившись там несколько месяцев, вас назначают стажёром и постепенно выводят на линию под присмотром опытных машинистов.

По прошествии периода стажировки, руководство оценивает, способен ли стажёр самостоятельно управлять составом. Если да — дают определенный разряд. Если нет — «привет, родное депо», замасленные руки и гаечный ключ — вы снова слесарь.

Само собой, все проходят медицинскую комиссию. Проверяют слух, зрение, давление, пьющий-непьющий, устойчив ли морально, не было ли приводов в милицию. Если все хорошо, то твоя мечта сбылась: ты — машинист.

Фото — Дмитрий Чистопрудов, специально для проекта «12 месяцев».
Kiro Altman

28 сентября 2015

  1774     0

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №1

© Камила Акмаева / republik.uz

Внешний вид.

Есть специальный костюм машиниста: брюки и пиджак. Когда жарко можно в форменной рубашке тёмно-синего цвета. И пиджак и рубашка — с погонами. Погоны тоже тёмно-синие и их практически не видно. На погонах отображается ранг в виде одной, двух, трёх или четырёх полос. Самые крутые — погоны с четырьмя полосами, они достаются машинистам-инструкторам.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №2

© vostokphotos.ru

Работа.

Работа нелегкая. 6-8 часов едешь по тоннелю в темноте, всё однообразно, каждые две минуты надо тормозить. И тормозить очень точно, чтобы остановить состав там, где нужно.

Состав едет по пути, по сути, сам. Но работа у машиниста есть: открывать и закрывать двери, тормозить, ускоряться, следить за приборами. Скорость движения, обычно 30-50 км/ч. Максимальная скорость поезда — 80 км/ч.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №3

© vostokphotos.ru

Среднее нормальное расстояние между поездами — 500-700 метров. Есть специальный прибор, который каждые полсотни метров показывает, с какой максимальной скоростью состав может ехать (она зависит от того, как далеко находится поезд, который едет впереди). Если машинист не успевает притормозить, то поезд автоматически сбрасывает скорость.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №4

© vostokphotos.ru

Рабочий день учитывается с момента приёма состава. Есть обед. Состав принимают или в депо, или на станции с линейным пунктом. Это либо «Ойбек», либо «Пахтакор». Прием состава — это, по сути, смена машинистов.

В депо есть инженер, который расписывает смены. Я много раз спрашивал — они сами не знают, как это происходит. О следующей смене, машинисты узнают во время текущей смены. Никакой логической составляющей в принципе построения их графика никто пока не заметил.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №5

© vostokphotos.ru

«Откатал» свою норму — должны поменять, даже обязаны. 6-8 часов — это максимум. Потом человек уже не в состоянии быть достаточно бдительным. А это самое важное.

За неделю смены расписаны так, что выпадает только один полный выходной. Все остальные дни то с утра, то в день, то в ночь надо идти на работу. Не график, а образ жизни, к которому должны привыкать и все окружающие.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №6

© vostokphotos.ru

Машинист, принимая состав, полностью за него отвечает, а так же за безопасность пассажиров в нём. Открыл чуть раньше двери, проехал знак «Остановка первого вагона», пропустил запрещающее показание светофора, прижал кого-то дверью и тому подобное — и улетел с должности. Ну и когда ты уже на линии, ты сам себе и слесарь, и мастер, и механик, делай что хочешь, а до пункта назначения доехать должен.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №7

© vostokphotos.ru

Бонусы.

Неплохая зарплата (чуть больше миллиона сум), минимум физических и умственных нагрузок. Вполне себе чистая работа.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №8

© vostokphotos.ru

Люди.

Был один случай, когда депо «Узбекистан» ещё строили и забором обнести ещё не успели (а располагается оно внутри махали), многие жители не обходили этот огромный объект, а шли прямиком через депо, пересекая пути, которых там не мало. Но пути не страшны так, как страшен контактный рельс. Так вот один раз, какая-то бабушка пересекала депо с тяжелыми сумками. Устав от постоянных перешагиваний, она решила отдохнуть. Поставила сумки и села прямо на контактный рельс. Это, конечно же, заметил дежурный персонал и с криками «вставай с рельса, дура!» (ну или вроде того) прибежали к ней. Всё закончилось хорошо. Бабке прочитали нотацию и объяснили, что буквально в двух сантиметрах от неё проходило 825 Вольт. Я думаю, она больше так точно не будет. И, конечно, хорошо показал себя защитный короб.

Секрет фирмы: машинист метро. Фото №9

© vostokphotos.ru

P.S. Спрашивал про секретные тоннели и про легенды о гигантских крысах — не рассказал, к сожалению.


Комментарии