Арабская каллиграфия и граффити как послания мира и добра

Французский художник, соединивший граффити и арабскую вязь, несет важные послания миру.

3 октября 2017        1047      0       Екатерина Спрыскова

Оригинальный способ донести до общественности послания мира и надежды придумал уличный художник из Франции эЛь Сид. Он решил совместить граффити и традиционную арабскую каллиграфию — этот стиль, возникший еще в 20 веке, называется каллиграффити. И хотя эЛь Сид и не стал первооткрывателем, его можно смело назвать ярчайшим представителем этого течения. Художник рисует на стенах домов и общественных зданий всего мира, и каждый рисунок несет в себе определенное послание.


эЛь Сид родился во Франции в арабской семье — его родители родом из Туниса. Арабский язык, родной дл него, юноша начал изучать только в 18 лет, и сразу же увлекся арабской каллиграфией. Первое время он никак не связывал увлечение арабским языком с граффити — как большинство подростков, он рисовал на стенах краской из баллончиков, не придавая этому особого смысла.

В этом возрасте эЛь Сид пережил кризис самоидентификации — он жил в Париже, он считал его своей родиной, но при этом оставался иностранцем в глазах окружающих.


Углубившись в истоки арабской культуры, эЛь Сид понял: не важно, какой ты нации, на каком языке говоришь и какую религию исповедуешь. Важно, кто ты и какой посыл несешь миру. Более того, он осознал, что искусство не нуждается в переводе — арабская вязь может стать картиной, которая будет понятна каждому человеку на земле. «Я не думаю, что вам нужно по­ни­мать араб­ский, чтобы оце­нить его кра­со­ту. Кра­со­та над­пи­си тро­га­ет душу быст­рее, чем смысл"​, — говорит художник.

Так начался его путь как художника-каллиграффиста, и свои первые картины эЛь Сид написал на стенах домов в одном из районов Парижа. Витиеватые письмена-рисунки протянулись по старинному дому в центре города, и он был удивлен, когда жители этого дома приняли необычное украшение весьма благосклонно. Поэтому художник продолжил расписывать здания, и вскоре с ним связалась администрация Парижа.


Власти французской столицы обратились к нему с предложением, которого эЛь Сид никак не ожидал. Один из мостов через Сенну выглядел совсем непрезентабельно, и администрация решила попросить художника его обновить — расписать в своем фирменном стиле. Конечно же, эЛь Сид согласился и украсил мост цитатой Оноре де Бальзака: «Париж — это настоящий океан. Бросьте в него лот, и все же глубины его вам не узнать» на арабском.


Примерно в это же время художник и взял себе псевдоним «эЛь Сид». Это имя он выбрал, вдохновившись трагикомедией французского драматурга Пьера Корнеля «Le Cid». Как и главный герой пьесы, эЛь Сид живет, чтобы служить искусству и дарить людям надежду на обретение мира, толерантности и человечности.

Имя эЛь Сида мир узнал только в 2012 году, когда художник находился в Тунисе. Это было неспокойное время после финиковой революции, и эЛь Сид тяжело переживал человеческие жертвы и общую обстановку в родной стране его отца.

Однажды, в поисках подходящей для росписи стены, он гулял по Габесу — городу на востоке Туниса. Разглядывая высокую мечеть, он встретился взглядом с имамом. Тот сказал художнику, что уже несколько лет хочет украсить старый серый минарет, и эЛь Сид с радостью взялся за это дело.

Для росписи 57-метрового минарета художник выбрал аят из Корана, который гласит: «О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга​​". Это изречение было выбрано не просто так — эЛь Сид хотел донести до мира идею толерантности и единения.


Неожиданно для художника, минарет мечети Джара стал появляться на страницах газет и журналов — и не только арабских. В Париже заговорили об эЛь Сиде как о художнике-модернисте, и совершенно внезапно он получил предложение о сотрудничестве с Louis Vuitton​. Так появилась коллекция чемоданов и шаль в стиле каллиграффити. Так об эЛь Сиде узнали и в мире моды.


Несмотря на то, что работа с модным брендом была интересной, эЛь Сид решил заниматься тем, к чему у него лежало сердце: оставлять послания общественности и всей вселенной на самых разных зданиях мира.

Его пригласили в Катар, где он расписывал стены музея в Дохе. После этой работы он вернулся в Париж, где принял участие в международной выставке уличного искусства. Его слава распространялась все больше, однако были и те, кто относился к рисункам художника с негативом.

эЛь Сид рассказывает, что однажды он собирался расписать стену частного дома. Хозяин разрешил ему это сделать, но когда узнал, что надпись будет на арабском, разозлился и приказал стереть наброски. Немного позже эЛь Сида попросили расписать общественное здание — по иронии судьбы оно находилось как раз напротив окон неприветливого хозяина. По словам художника, сначала он хотел написать «Вот вам!», но потом передумал и написал «Распахни свое сердце».

эЛь Сид оставляет свои послания не только на зданиях арабских стран. Бразилия, Италия, Голландия — во многих западных и европейских городах стены разговаривают с людьми изречениями ученых и мыслителей, стихами и аятами Корана.

Художник не делает различий между богатыми и бедными районами. Иногда он с куда большей охотой рисует в трущобах — людям, живущим там, считает он, необходимо утешение, которое несет в себе искусство. Так и появляются яркие рисунки на заброшенных зданиях неблагополучных районов, на стенах лачуг, на камнях посреди пустыни.


В 2016 году эЛь Сид попал в самый бедный район Каира, Маншият-Насер. Это были настоящие трущобы — именно в этот район свозят все отходы с города. Жители трущоб разбирают мусор вручную, и он лежит на улицах, высится вокруг домов, вываливается с балконов: можно сказать, что в этом месте люди живут в мусоре.

Художник общался с жителями Маншият-Насер долгое время, со многими из них он подружился. Именно тогда родилась идея масштабного проекта: эЛь Сид решил написать на стенах 50 домов фразу «Кто хочет видеть солнечный свет, сперва должен протереть глаза». Проект воплотили целиком на личные деньги художника.


На стенах каждого дома он рисовал кусочек общего рисунка. Целиком послание открывается только с горы Муккатам, тогда хаотичные узоры сливаются в цельный рисунок. Этой работой эЛь Сид хотел донести до жителей Маншият-Насер, что иногда стоит взглянуть на мир с другой стороны. Проект получил название Perception («Восприятие»), и стал самой масштабной работой художника, после чего эЛь Сид удостоился премии​ ЮНЕСКО-Шарджи за развитие арабского искусства.​

Со временем эЛь Сид не стал ограничивать себя только рисунками на стенах. Он решил перенести свое искусство в совершенно иную плоскость и стал создавать скульптуры — конечно же, в стиле каллиграффити.

На одной из выставок он представил арабский алфавит в скульптурах, отпечатанных на 3D-принтере. Яркие переплетения узоров смотрятся как причудливые интерьерные украшения, и это снискало художнику одобрение дизайнеров.


Кроме этого, художник создает скульптуры из нержавеющей стали. На выставке​ в Париже, которая проходила в этом году, эЛь Сид представил не только свои картины, но и скульптуры.



В числе последних работ эЛь Сида числится оформление моста через Сону, реку, которая протекает во французском Лионе. В отличие от Моста Искусств, мост через Сону художник решил украсить надписями, вырезанными из нержавеющей стали. Надпись, длина которой составляет 120 метров, отражается в воде Соны и создает иллюзорный эффект бесконечности — непонятно, где кончается надпись и начинается река. В своем блоге​ в Instagram эЛь Сид говорит, что это очень подходит Лиону, городу сказок и легенд.

Раньше эЛь Сид писал рядом со своими рисунками перевод фраз, но уже долгое время он этого не делает. Он говорит​, что не хочет нарушать поэзию каллиграфии, ведь это искусство, и им можно наслаждаться без понимания смысла так же, как вы наслаждаетесь музыкой других народов. Для некоторых это означает неприятие, захлопнутую дверь, но для него это, скорее, приглашение — в его язык, в его культуру, в его искусство.​

Художник считает себя послом арабской культуры и надеется, что красота арабской вязи и ее глубокий смысл помогут сломать стереотипы, которые укоренились в обществе. Он хочет и дальше нести послания, наполненные толерантностью, добротой и любовью, помогая людям взглянуть на мир с другой стороны.



Комментарии